Лидия Латкина: Я всю жизнь любила детей, школу и Родину

Дожить до 100 лет помогут высокие цели и любовь – к людям, своему делу и Родине, считает старейшая учительница Новосибирска Лидия Латкина. В школах она проработала более 40 лет и оставила свой большой и добрый след в развитии образования города.

Лидии Григорьевне Латкиной 100 лет. Она ровесница Октябрьской революции, помнит парады на Красной площади и живого Сталина. Детство и юность Лидия Григорьевна провела в Москве, на Чистых прудах. Там жила, училась, работала, а с началом войны уехала в Сибирь, которую полюбила всем сердцем и осталась здесь навсегда.

– В Москву меня привезли в трехлетнем возрасте из Вильнюса. Какое-то время жила в детском доме или интернате, помню много-много детей. Потом родителям дали жилье, мы поселились в Большом Харитоньевском переулке, – рассказывает долгожительница.

О своих биологических родителях Лидия Григорьевна ничего не знает. Ее воспитывали приемные – Беликовы Григорий Михайлович и Елена Ивановна. О том, что они неродные, Лида узнала только потом, когда выросла.

Отец работал инженером на Казанской железной дороге, мать – телеграфисткой. Семья образованная. На книги денег не жалели. По ним маленькую Лиду научили писать и читать, и когда пришло время идти в школу, то учителя были единодушны: в первом классе девочке делать нечего – сразу во второй!

Школа стала любимым делом  и призванием Лиды. С малышами возилась на переменах, заглядывала к ним после уроков – была  пионерской вожатой. А потом и вовсе стала проводить уроки на подмену заболевшим учителям. Педагоги подметили талант школьницы – умение доходчиво объяснять домашний материал своим сверстникам, терпеливо помогать младшим школьникам. И все у Лиды получалось играючи, легко и весело. Дети к ней тянулись. После окончания школы вопрос, кем быть, не стоял. Отличницу Лиду оставили работать учителем начальных классов.

А  как же образование? Почему не пошли учиться дальше? На эти вопросы старейшая учительница мягко улыбается: «По тем временам средне-специального образования было достаточно. А потом же я окончила институт усовершенствования учителей».

Институт был уже в Новосибирске, после войны. А до войны, в 1930-е годы, молодая учительница колесила по стране, боролась с неграмотностью. Сначала это были глухие деревни. «В одной комнате учились дети с первого по четвертый класс, – вспоминает Лидия Григорьевна. – Надо было так построить урок, чтобы всем было интересно: и младшим, и старшим». Позже она разработает свою авторскую методику, которую назовет так: «Дифференцированное обучение – индивидуальный подход к ребенку»,  будет успешно ее представлять и распространять по всей стране.

Перед войной Лида вернулась в Москву. Отца уже не застала – репрессировали. Вскоре умерла и мать. «Ну почему, почему я так мало спрашивала, кто они, откуда», – каялась дочь. О родословной можно было только догадываться. «Папа был очень аккуратным, любил порядок. Если убираю на его столе и нечаянно переложу вещь, сразу замечал, – вспоминает Лидия. – А мама – большая рукодельница: шила, вышивала, вязала, и меня всему научила. Еще и танцевать. Мы обожали танцы и музыку».

В память о маме Лидия Григорьевна хранит записную хозяйственную книгу, изданную в 1885 году. Каллиграфическим почерком Елена Ивановна старательно вела семейную бухгалтерию: рыба – 1,04 рубля, сахар 2 килограмма – 1,26, мануфактура – 5,67 рубля. Такие были цены в 1920-х годах. Иногда встречается особая запись: «Лиде в копилку – 50 копеек».

Замуж молодая учительница вышла за сибиряка. Игорь Григорьевич Латкин родом из Новосибирска. Вдовец, на руках трехлетняя дочь. Потом Лидия возила маленькую Олю с собой по командировкам. А когда сама родила сына, все вместе уехали в Сибирь, на родину мужа.

Началась война. Можно было пристроиться к родне,  в городе.  Но Латкина не захотела обременять родственников. Попросила в облоно направить ее туда, где есть жилье. Московскую учительницу послали в Коченево заведовать сельской школой. Там и прожила до окончания войны, дождалась мужа с фронта, после чего семья в полном составе переехала в Новосибирск.

Лидия Григорьевна Латкина оставила свой добрый след во многих новосибирских школах. Ее помнят как талантливого педагога и методиста-новатора в школах №25, №26, №10, №22, №31 и №167. В ее классах не было двоечников. «Все дети способные, все талантливы, надо только найти подход, заинтересовать,  – рассуждает Лидия Григорьевна. – Отличникам – нагрузку побольше, слабеньким – карточки, дополнительные задания. Я не могу допустить, чтобы ученик от меня ушел, не поняв материала». Терпение и любовь Лидия Латкина считает главными педагогическими добродетелями. На ее родительские собрания приходили все – мама и папы, бабушки и дедушки. Знали, что учитель не будет ругать и давать оценки: этот плохой, а этот хороший. Собрания напоминали просветительские  лекции. А говорить Лидия Григорьевна умела красиво: безупречный русский язык, чистый, образный.

Вся жизнь отдана школе и детям – более 40 лет. Латкина – отличник народного просвещения, награждена медалью «За трудовую доблесть», ветеран Великой Отечественной войны. Человек огромной доброты и скромности. Никогда ничего не просила от государства. Можно было получать пенсию за умершего мужа-военнослужащего. Отказалась. «Я свою заработала». Когда реабилитировали отца, не стала подавать на компенсацию. «Живого не вернуть».  Сейчас  старейшая учительница живет в коммуналке, в комнате с внучкой, которая уже стала пенсионеркой. «Ничего, нам хватает…». Главное богатство Лидии Латкиной – внуки и правнуки. Их больше десятка. Бабушка всех помнит и любит.

– Лидия Григорьевна, как  дожить до 100 лет, в чем секрет долголетия?

– Я всю жизнь любила детей, школу и Родину. Была в жизни цель. А когда есть цель, то жить интересно.

Источник: http://sibkray.ru/news/1/896934/