За бюджет отвечает власть, в том числе, — депутаты

2 декабря был принят бюджет города Новосибирска на 2017 год. В течение последних нескольких недель проект бюджета рассматривали на комиссиях городского совета депутатов и обсуждали на публичных слушаниях. Звучала основная мысль при обсуждении —  денег нет, все плохо. На самом деле,  одна из причин тяжелой бюджетной ситуации является «соглашательская» позиция депутатов городского совета действующего созыва. Да-да, не кризис, не санкции, а позиция депутатов, которые не до конца осознают свою меру ответственности за социально-экономическое положение в городе.

В течение года с небольшим, пока работает действующий депутатский корпус, депутаты городского совета демонстрируют соглашательскую позицию. Это проявилось и когда  забирали  у города налог по НДФЛ, а это 3,5 миллиарда рублей. Нынешние депутаты ограничились только тем, что  написали обращение к губернатору, с просьбой не забирать этот налог. Хотя есть пример, предыдущего созыва, 2009 года, когда населению хотели дополнительно насчитать платежи в размере 600 миллионов за предоставленные услуги, но  совет депутатов города Новосибирска, занял тогда крайне жёсткую позицию, поднял всех, и не допустил, что бы горожан обобрали.

Также, на сегодняшний день, строители должны  Новосибирску более 3 миллиардов рублей за аренду земли. Понятно, что строительная отрасль — градообразующая и очень важна для города, здесь нельзя  «рубить с плеча», но механизмы для возврата денег в бюджет должны отрабатываться. В горсовете была создана комиссия по данной проблематике, но на сегодняшний день, на мой взгляд, результаты работы отсутствуют, а долг продолжает увеличиваться. Хотя, есть оптимальные, компромиссные варианты решения проблемы, что позволило бы вернуть значительную часть долга и, в то же время, сохранить экономику строительных организаций.

Буксует административная реформа, которую в свое время начинали разрабатывать в комиссии по оптимизации. Делаю этот вывод, потому что не видно и не слышно ни о каких серьёзных принятых решениях, а опыт административных реформ 2012 года показал отличный результат – тогда удалось сэкономить для бюджета города несколько сотен миллионов рублей. По моим оценкам, так как я очень плотно работал в этой комиссии,  реализация административной реформы помогла бы  сэкономить еще около одного миллиарда рублей. Итого, бюджет или потерял,  недобрал, или неэффективно использует порядка 8 миллиардов рублей, а это деньги, которыми можно профинансировать строительство инфраструктурных объектов (дорог, сетей и т.д.), а также социальных объектов, школ, детских садов, спортивных учреждений.

Утверждение бюджета и принятие планов и программ,  определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Новосибирска относится к исключительной компетенции совета депутатов города Новосибирска. Поэтому, на мой взгляд, депутатам необходимо более тщательно проработать бюджет, между первым и вторым чтением и внести в него кардинальные правки, не меняя основных параметров бюджета.