Нужна реформа муниципального управления

Недавно прошла информация о возможном сокращении районных отделов образования. Еще много лет назад, я говорил со своими некоторыми бывшими коллегами по депутатскому корпусу о необходимости этого решения. Но сейчас я хочу предложить посмотреть в целом на структуру администраций районов города, финансирование которых составляет несколько сотен миллионов рублей. Начнем с того, что штатная численность администрации разная — от 94 в Первомайском районе до 196 человек в администрации Центрального округа (Железнодорожый, Заельцовский и Центральный районы города). Всего же численность районных чиновников составляет 1076. Заместителей главы количество так же разное во всех районах — от 3 до 5. Сравните: в 22 структурных подразделениях мэрии (департаментах, управлениях, комитетах), по моей информации, численность чиновников – 1327, не на много больше, чем в районах. Чем же занимается такая армия чиновников?

Беру Положение об администрации района (округа по районам) г. Новосибирска в редакции, принятой решением Совета Депутатов г. Новосибирска от 28.09.2016 № 272. Смотрю полномочия районной администрации. В основном районные чиновники либо «принимают участие в разработке», тех или иных документов, либо «ведут учет и прием заявлений граждан», «принимают участие в организации» тех или иных видах деятельности, или «взаимодействуют с разными органами» власти.

Это общие фразы, которые к реальному влиянию на ситуацию не имеют никакого отношения. Сами районы сидят на жесткой смете, и практически всё исполнение бюджета идет через департаменты и управления мэрии, которые и отчитываются за бюджет. Я не помню, чтобы горсовет или комиссия заслушивала главу района об исполнении бюджета, в части его полномочий. Потому, что их просто нет.

Рассмотрим следующие «полномочия»: участие или оказание содействия в разных видах. В пунктах 2.33- 2.41, 2.47- 2.65, 2.73, 2.78, 2.80, 2.81, 2.82 Положения прописывается участие администрации в организации создания условий, содействия, предупреждения, профилактике в следующих видах деятельности: образовании, доп. образовании, противодействию терроризму и экстремизму, социальной поддержке, гражданской самообороне, мобилизационной подготовке, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, общественного порядка, спорте, культуре, организации культурного отдыха, торговле и т.д.

Надо сразу сказать, что у администрации нет на это ни полномочий, ни финансовых ресурсов, т.к. многие виды деятельности регламентируются федеральным и областным законодательством, и исполняются департаментом и управлением мэрии. Увидел только несколько действительно, работающих вещей. Это функции по муниципальному контролю и осуществлению полномочий от имени города, в сфере управления многоквартирными домами, где есть муниципальная собственность города. Есть полномочия, которые вообще не «работают», а написаны ради красного словца. Например, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных участков. Учет может и есть, только результата, в виде получения земли гражданами, нет.

Вообще, после прочтения этого Положения, сложилось ощущение, что написание его, имело одну цель — обоснование сохранение и финансирование этой структуры в сегодняшнем виде. В целом, могу сказать, что районные администрации нужно реформировать, ликвидировав их функции, которые прописаны только на бумаге, дублирующие те, исполнением которых занимаются мэрия г. Новосибирска. Объединять их в городские округа по примеру Центрального округа, пример которого доказал положительный эффект и сэкономил для бюджета города сотни миллионов рублей, направленных на развитие городского хозяйства. И в процессе реформы наделить администрации районов реальными полномочиями и контрольными функциями, под

которые сформировать бюджеты, чтобы они сидели не на смете, а имели реальное финансирование. Мы не настолько богаты, чтобы тратить сотни миллионов рублей на неэффективную структуру.